попап с контактами

Витебская область

Витебск

Один из древнейших городов Беларуси. Витебск расположен в месте слияния Западной Двины и Витьбы. Известен с 9 века как укрепленное городище кривичей.

Первое письменное упоминание о городе, свидетельствует о принадлежности Витебска полоцкому князю Брячиславу Васильковичу, датировано 1021 годом. В 12 веке Витебск является удельным княжеством.

В 12 - 14 веках были построены Верхний, Нижний и Взгорский замки, входившие в фортификационную систему древнего города. На возвышении с крутыми склонами с севера и востока был построен Верхний замок. С юго-востока его прикрывал Нижний замок.

В Верхнем замке располагалась резиденция князя. Нижний замок населяла дружина и богатые горожане. Взгорский замок, расположенный на правом берегу Западной Двины, был заселен ремесленниками и торговцами. Витебские ремесленники занимались судостроительством, изготовлением оружия, бытовых предметов и одежды.

В 1320 году мирным путем, посредством заключенного брака между князем Ольгердом и дочерью витебского князя, город вошел в состав Великого княжества Литовского.

К середине 15 века Витебск, став одним из крупнейших городов ВКЛ, получил ограниченную автономию. В 1597 приобрел Магдебургское право, которое вскоре утратил на 20 лет.

Город развивался и к 17 веку это был крупный центр с развитой коммерцией и ремесленничеством. Старый город сохранился лишь в плане 1664 года. Средневековые постройки вытеснил классицизм, пришедшей с очередной сменой государственности: в результате третьего раздела Речи Посполитой (с 1506 года Витебск имел статус воеводства) в 1772 году город стал частью России, в 1802 образована Витебская губерния, Витебск как ее административный центр был вторым по величине (после Могилева) на территории Беларуси.

С 1938 - областной город БССР.

В начале 20-го века город стал арт-центром классического авангардизма, представленного творчеством Марка Шагала, Казимира Малевича, Роберта Фалька, Мстислава Добужинского.

В настоящее время Витебск является одним из крупнейших областных городов и культурным центром республики.

В городе около 228 архитектурных памятников, из них 136 памятников представляют историко-культурную ценность, 4 - археологическую. Такие восстановленные объекты, как церковь Благовещения (12 век), здание ратуши (1775), Костел Святой Варвары (1785), Покровская церковь (1814) составляют фонд архитектурного наследия республики. Здание бывшего дворца губернатора (18 век) в 1812 году было использовано в качестве штаб-квартиры Наполеона.

Значимым культурным событием Витебска является международный фестиваль искусств «Славянский базар».

Духовской круглик

В центральной части Витебска, на холме, именуемом Духовская гора, расположен удивительный объект современной архитектуры - «Духовской круглик». В здании, которое является художественной реконструкцией замковой башни 14 века, находится городской выставочный центр (2007).

История воссоздания башни, являющейся частью оборонительного комплекса, связана с проведенными в 1984 году археологическими исследованиями на территории города. В ходе проводимых раскопок был обнаружен каменный фундамент  башни (1330 – 1351), который стал частью экспозиции выставочного центра и определил его название.

Древний город, существование которого подтверждают лишь случайные находки, летописи и городской план 1664 года (так же является экспонатом центра) в начале 14 века представлял собой систему оборонительных сооружений, состоящую из двух каменных замков, стен, башен, мостов, зданий и естественных особенностей рельефа. Приближающемуся с запада или востока путнику казалось, что город обнесен тремя рядами стен. Основоположником каменного города является Ольгерд, сын Гедемина, который взял в жены дочь витебского князя, а после его смерти, с 1320 по 1345 год сам стал князем Витебска. Впоследствии, будучи великим князем ВКЛ и включив городские земли в состав великого княжества, Ольгерд предоставил Витебску значительную автономию, способствовал развитию и укреплению города.

Архитектура и история  Витебска представлены в подборке экспонатов тематической экспозиции центра и включает изображения древнего и современного города. Само здание центра, которое не является точной копией, тем не менее, представляет собой монументальное сооружение с характерными чертами средневековой сторожевой башни и дает представление о развитии оборонительного каменного зодчества времен великого князя Ольгерда.

Вторая часть выставочной площадки посвящена международному форуму славянского искусства – фестивалю «Славянский базар». Экспозиция знакомит посетителей с историей, традициями, участниками конкурса эстрадной песни и его наградами, символикой популярного феста.

Панораму города открывает смотровая площадка верхнего этажа башни.

Витебская городская ратуша

Первая Витебская городская ратуша была построена в 1597, когда вече как форма городского собрания трансформировалось в Магдебургское право, данное королем Речи Посполитой Сигизмундом III.

Деревянное здание было разрушено в 1624, в наказание за поднятое мещанами восстание против объединения православия и католицизма, и убийство униатского архиепископа. Город был лишен привилегий самоуправления на двадцать лет.

Строительство каменного здания ратуши началось в 1775 году. Прямоугольную форму здания в духе классицизма венчает центральная многоярусная башня под шатровой крышей со шпилем, с насыщенным декором в духе барокко.

После 1795 года, когда города Беларуси, вошедшие в состав Российской империи, были лишены Магдебургского права, ратуша утратила свое назначение, здание многократно перестраивалось, был изменен и первоначальный интерьер под нужды располагавшихся здесь служб и управлений.

Были изменены верхние ярусы башни: в предпоследнем появились часы, а последний переделан полностью в период, когда в здании находилась пожарная служба. Шатровую крышу сменила круглая башня, оборудованная колоколом.

В 20 веке в двухэтажном здании появился третий этаж.

С 1919 года в залах ратуши под суровыми сводами расположены музейные экспозиции и местная картинная галерея. В нескольких небольших комнатах представлена многовековая история города и Витебщины в целом, в обширных залах надстройки демонстрируется современная история края. Из окон открывается великолепный вид на мост через Витьбу и городскую площадь.

Летний амфитеатр

Витебск - древний город, в истории которого много пробелов. Историографам Витебска современного еще предстоит написать историю фестиваля славянских искусств и его главной сценической площадки.

В 1988 году Витебск был назначен площадкой для организации союзного фестиваля польской песни. Для организации масштабного мероприятия было принято решение о постройке летнего амфитеатра в центре города. Второй фестиваль был организован в 1990 году. А в 1992 был организован песенный конкурс молодых эстрадных исполнителей, участниками которого стали представители Беларуси, Украины и России. Позже «Славянский базар» стал фестивалем международного уровня. Изменилась с того времени и концертная площадка, принимающая многочисленных поклонников славянского искусства.

Современный театр состоит из трибун, сцены с помещениями для оборудования и гримерных для артистов, и уникальной по своей конструкции крыши, возведенной в 2007 году.

Вместимость железобетонных зрительских трибун рассчитана на 6219 мест. Площадь сцены 430 квадратных метров. В здании в четыре этажа рядом со сценой находятся гримерные, технические помещения, размещается администрация театра.

Металлическая конструкция крыши представляет собой арочное покрытие, состоящее из 18 000 металлических труб собранных в узлы с помощью 3000 металлических шаров, перекрывающих площадь в 120 квадратных метров. Покрытие успешно прошло натурное испытание нагрузкой, превышающей нормативные значения в 1,18 раза.

Особое место в конструкции фестивальной площадки занимает архитектурная подсветка крыши и прилегающей территории.

Рядом с театром в 2009 году была заложена Аллея звезд, на именных табличках которой можно увидеть как известные имена, так и имена особых призеров фестиваля, отмеченных наградой Президента Республики.

Витебский амфитеатр - это место, где рождаются звезды…

Музей Марка Шагала

Марк Шагал является одним из легендарных художников 20-го века. Художник, родившийся в Витебске, умер как гражданин Франции, стал великим мастером, чей стиль, несомненно, узнаваем в разных частях земного шара.

Шагал был, возможно, одним из самых известных белорусов всех времен. Феномен своего времени, хотя в значительной степени в начале 20-го века он и был приверженцем авангардных направлений в художественном искусстве, позднее художник отказался от кубизма и отклонил супрематизм.

Марк Шагал родился в еврейской семье в Витебске. Учился в Санкт-Петербурге, прежде чем уехать в Париж в 1910 году. Вернулся в Беларусь в 1916, был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске после революции 1917 года. Преподавал вместе с такими художниками как Эль Лисицкий и Казимир Малевич, которые по приглашению Шагала приехали в Витебск. Однако после возникших разногласий с Малевичем, Шагал оставил должность и уехал в Москву. В 1922 году эмигрировал во Францию.

Он был мистиком и при этом не признавал себя таковым. В эпоху, технического прогресса и научного атеизма, Шагал обращается к образам раввинов, распятия, апостолов и ангелов в живописи. Позже Шагал проявил себя как мастер витража.

Марк Шагал был одним из очень немногих художников, чьи работы удостоились прижизненной выставки в Лувре.

Музей-усадьба Ильи Репина «Здравнёво»

Живописные места вдоль Западной Двины на Витебщине связаны с именем великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Живописец с семьей проживал в Белоруси в период с 1892 по 1900 год, где Репин приобрел поместье Здравнево, перестроил дом, благоустроил усадьбу, занялся хозяйством, наблюдал за жизнью белорусского народа, изучал его историю. Окружающая природа в значительной степени, способствовала обогащению его палитры. В Здравнево Репин создал ряд знаменитых этюдов и портретов. Среди них - «Осенний букет», «Беларус», (обе 1892), «В доме», «Барышни на прогулке среди стада коров», «Лунная ночь Здравнево», «Дуэль» (1896), эскиз картины «Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии» (1983).

От дома сохранились остатки фундамента, аллеи, которые вели к дому, небольшой пруд, обсаженный плакучими ивами, каменный погреб. На берегу реки можно увидеть почти совсем занесенные песком камни, которыми художник укреплял берег.

В настоящее время, разрушенный усадебный дом восстановлен. В нем расположен филиал областного краеведческого музея. Тематикой музейных залов и представленных экспонатов является жизнь и творчество знаменитого живописца. Фонды музея составляют копии документов и репродукции картин Репина, фотографии, книги, предметы интерьера и мебель (19-20 век).

В усадьбе проходят мероприятия, посвященные белорусскому колориту и местным традициям.

Полоцк

Самый архаичный город современной Беларуси.

Упоминания о Полоцке содержатся в скандинавских сагах, где Полоцкие земли описаны как очень богатые и независимые. Древнейшие русские летописи упоминают о принадлежности Полоцка племенам кривичей. Во второй половине 10 века в Полоцке появился независимый князь Рогволод.

Уже в те дни началась борьба за город между князьями Полоцка и Киева.

Новгородский Князь Владимир (будущий великий князь Киева и креститель Руси) завоевал в 980 году Полоцк и силой взял в жены дочь Рогвалода – Рогнеду. Гордая половчанка Рогнеда, движимая местью за убийство семьи, пыталась убить мужа. Вступившийся за мать малолетний Изяслав, не дал Владимиру казнить Рогнеду, но строптивую жену и сына тот сослал в Полоцк. Внук Рогволода, Изяслав, отстроил и укрепил разрушенный город.

Но настоящего расцвета Полоцк достиг при внуке Рогнеды Всеславе Чародее, став главным конкурентом Киеву. В знак независимости и равенства в Полоцке началось возведение первого христианского храма во имя святой Софии.

Внучка князя Всеслава Брячеславовича (Чародея), Предслава, стала всемирноизвестной просветительницей и монахиней Евфросиньей Полоцкой. Втайне от царственных родителей она приняла монашеский постриг. Основательница православных святынь (Спасский девичий монастырь, Спасский храм, церковь Богородицы и мужской монастырь, напрестольный крест) оказывала влияние и на политическое положение Полоцка.

В 12 веке сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Каменные монастыри и храмы охраняли город с севера, юга и запада.

В 13 веке в борьбу за полоцкие земли вступают литовские князья. Мингайло, князь литовский, завоевав Полоцк, передает его сыну Гинвилу, позже принявшему православие. Под угрозой вторжения монголов Полоцк, ослабленный войнами, вошел в состав ВКЛ.

В 1498 город получил Магдебургское право.

С 1504 центр Полоцкого воеводства Речи Посполитой.

В первой половине 16 века возведен деревянный кальвинистский сбор. В 1580 начато строительство деревянного костела и коллегиума иезуитов. В 17 веке возведены каменные здания Полоцкого иезуитского коллегиума.

С 1772 года город Псковской губернии,  центр Полоцкой губернии с 1977,  город Белорусской губернии с  1796, с 1802 – Витебской.

С 1924 года Полоцк находится в юрисдикции БССР.

До и после фашистской оккупации город пережил не один генплан социалистической реконструкции. Многие ценные памятники архитектуры безвозвратно утрачены. Но Полоцк был и остается городом уникальным. Именно на его территории расположен географический цент Европы и установлен памятник букве белорусского алфавита «у нескладовае».

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор на правом берегу Западной Двины, построенный между 1044 и 1066 годом при полоцком князе Всеславе Брячиславовиче (Чародее) как цитадель города. Здесь принимали послов, объявляли о войне и мире, хранилась государственная казна, библиотека, архив.

В довершение достижений своего отца, и как способ заявить о себе, как равном с другими князьями, Всеслав приказал построить собор, соответствующий одноименным соборам в Киеве (1037) и Новгороде (1050). Здание Полоцкой Софии, возведенное на основе византийских традиций, было первым монументальным зданием на территории Беларуси. Значение храма было эпохально: он не только способствовал православной евангелизации, но и стал символом независимости княжества Полоцкого, его традиций, архитектуры и культуры в целом, подчеркивая роль Полоцка в качестве важного стратегического пункта на пути из Скандинавии в Византию.

Первоначально собор был пятинефным крестово-купольным храмом с тремя (а не пятью, как в Киеве) алтарными выступами. Над средокрестием собора возвышался барабан центрального купола. Стены сложены из природного камня и тонкого обожжённого кирпича в технике полосатой кладки (характерной для полоцкой школы зодчества), что создавало двухцветную гамму поверхности.

Собор не раз был разрушен, сожжен. В 1618 году на Полоцкую кафедру был поставлен униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Пламенный сторонник унии, он предпринял капитальную перестройку Софийского собора, придав ему облик более соответствющий униатскому храму (собор лишился малых глав, а центральная превратилась в шатер).

В северную войну (1700-21) храм был разрушен. В период 1738-50 год перестроен архитектором Я.К. Глаубицем, после чего приобрел яркие черты позднего (виленского) барокко.

Территория собора включена в заповедную зону. В основном помещении храма функционирует концертный зал. Ежегодно весной и осенью в Полоцкой Софии проходят фестивали органной и камерной музыки.

Софийский собор является историко-культурным достоянием республики, предложен для включения во всемирный список наследия.

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь

Одна из известнейших православных обителей - Спасо-Евфросиниевский монастырь (около 1125) - находится на окраине Полоцка. Его основательницей является преподобная Евфросиния Полоцкая.

В 1161 году старая деревянная Спасская церковь стала мала для быстро растущего монастыря. По заказу игуменьи Евфросинии зодчий Иоанн возвел каменный Спасо-Преображенский храм, в котором хранилась полоцкая святыня – крест, изготовленный Лазарем Богшей (реликвия в 1941 году бесследно исчезла, в храме размещена ее точная копия).

Архитектура и интерьер Спасской церкви уникальны и неповторимы, вероятнее всего, вдохновителем проекта была сама преподобная Евфросиния. Крестово-купольный по своему типу храм сообщает ощущение легкости и словно парит над землей.

В 19 веке в результате перестройки внешность Спасо-Преображенской церкви изменилась, но оригинальная структура фундамента, стен, а также внутренний архитектурный облик полностью сохранились. Сохранились и росписи 12 столетия. Храм внесен в список Республиканского историко-культурного наследия.

До 1579 года Спасский монастырь оставался православной обителью, но во времена, когда Польский король Стефан Баторий захватил Полоцк, был передан иезуитам и использовался как летняя резиденция генералов ордена. Католическое пленение продлилось (с коротким перерывом) до 1820 года. Высочайший указ о возобновлении Полоцкого женского монастыря датирован 1841 годом. При монастыре открылось Спасо-Евфросиниевское женское училище. На его территории появились новые храмы: церковь во имя преподобной Евфросинии (1847) и монументальный пятиглавый собор в честь Воздвижения Креста Господня (1893 – 97).

В 1922 году монастырь был закрыт, в 1928 году остановлено действие его храмов. В военные и послевоенные годы богослужение было возобновлено, в 1960 году монастырь упразднен во второй раз.

Тридцать лет продолжилось запустение Полоцкого монастырского комплекса.

С 1989 года началось возрождение Спасо-Евфросиниевской обители.