попап с контактами

Брестская область

Область широко известна за пределами республики благодаря ее символу «Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой» и Беловежской пуще. На Берестейщине немало памятных мест, связанных с именами Льва Сапеги, Адама Мицкевича, Наполеона Орды, Тадеуша Костюшко. На северо-западе области раскинулся уникальный памятник природы с обширными охотничьими угодьями, один из древнейших лесных заповедников Европы – Государственный национальный парк «Беловежская пуща».

Брест

В исторической хронологии, согласно исследованиям, третий древний город на территории современной Беларуси. Упоминания в летописных источниках относятся к 1019 году.

Расположившись у слияния рек Муховец и Буг, город имел значительное преимущество, контролируя водные торговые пути к Балтике. Город Берестье представлял собой приграничный торговый центр и крепость. Он часто выступал объектом междоусобных раздоров и военных стычек, переходил от князя к князю, не раз был разграблен, сожжен и разрушен.

В 1319 году став часть Великого княжества литовского, Брест, город на островах, стал своеобразной Венецией Полесья. Таможенный пункт Берестья составлял значимую статью доходов государственной казны.

В 1390 году Брест получил Магдебургское право.

В берестейском замке состоялся тайный совет короля Ягайло и князя Витовта (1409). Разработанный план совместного сражения принес победу в Грюнвальдской битве.

Церковная уния1596 года, принятая в Бресте так и не обрела реальной объединяющей силы. Противостояние обострялось. Игумен Афанасия (в миру Филиппович) в 1648 году был казнен за приверженность православию.

Философ и мыслитель Казимир Лыщинский, автор рукописи «О несуществовании Бога», в 1689 году стал жертвой инквизиции.

Приговор городу в 1830 году вынес император Николай I, утвердив план строительства на месте старого города укрепленной крепости.

Культовые сооружения, замок и жилые здания, формировавшие веками облик города, были снесены, стерты со страниц его истории. Для города началось новое время застройки рядом с Бресткой крепостью.  

Однако шедевру фортификационного искусства так и не удалось продемонстрировать боевую мощь. В Первую мировую, приняв решение об отступление, российское командование отдало приказ об уничтожении лини оборонительных сооружений, состоящей из сотни неуязвимых фортов, подписав мирный договор.

С 1918 года по 1939 территория западной Беларуси вошла в состав Польской республики.

Вторая мировая война изменила положение. С 1939 года Брест стал советским городом.

22 июня 1941 года на Брест обрушился шквальный артиллерийский огонь.

Мемориальный комплекс легендарной крепости стал форпостом памяти ее героического гарнизона. 

Брестская крепость

Брестская крепость, памятник оборонительной архитектуры 19 века, возведенная в 1830-42 на месте Брестейского замка как часть системы укреплений, созданных на западе Российской империи.

Первоначально были построены временные укрепления, которые в 1833-42 преобразованы в долгосрочные. Крепость размещена на 4 островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг и системой каналов. Состояла из Центрального укрепления (Цитадель) и Тереспольского, Волынского, Кобринскаго предмостных укреплений.

22 июля 1941 Брестская крепость первой приняла удар немецко-фашистской армии.

В 1971 году память о подвиге крепостного гарнизона, мужественно державшего оборону, увековечена в созданном Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой».  

Мемориал объединяет уцелевшие здания и руины Брестской крепости. Каждый композиционный элемент ансамбля несёт смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Триумфальный вход в мемориал представлен в виде массивного железобетонного блока врезанного в земляной вал. Словно разорванный взрывом, он обращен к посетителям звездой - символом Советской Армии.

За входом в комплекс начинается аллея, ведущая через мост к площади Церемониалов. Слева на берегу реки установлена скульптура «Жажда» - бетонное изваяние воина, опирающегося на автомат в попытке дотянуться к реке за водой для раненых товарищей.

На востоке мемориала законсервированы руины здания Белого дворца, построенного с использованием монастырских корпусов постройки 1629 года, под офицерское собрание.

За руинами Белого дворца начинается площадь Церемониалов с некрополем, трибуной и вечным огнем. В Некрополе размещены урны с прахом 823 погибших защитников крепости. Замыкают пространственную композицию мемориала Главный скульптурный монумент «Мужество» (высота 33,5 метра) и штык-обелиск (высота 100 метров).

Монумент «Мужество», установленный на руинах Инженерного управления, представляет собой скульптуру воина на фоне распростертого знамени и как бы высечен из каменного монолита. Склонённая голова воина, открытое мужественное лицо, могучие плечи создают обобщённый образ советского воина-победителя, защитника, готового сражаться за родную землю до конца. С обратной стороны монумента из бетона выполнены рельефные композиции, которые отражают эпизоды обороны крепости. Вверху - сюжет «Атака»: изображение воинов перед рывком в атаку, фигура командира дана более масштабно. Внизу - горельеф «Партийное собрание» и рельефы «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулемётчики».

На самом высоком месте Цитадели находится Свято-Николаевская церковь. В 1939 в здании храма организован гарнизонный клуб. В 1994 году разрушенная святыня возвращена православной церкви, в настоящее время силами служителей и прихожан ведутся реставрационные работы.

На территории комплекса расположены «Музей обороны» и уникальная археологическая площадка «Берестье». Все элементы композиции связаны дорожками из красного пластобетона. Декоративное освещение вечером - красное зарево за главным монументом, глубокие тени на глыбе, багровая подсветка руин, световые пунктиры низких полукруглых светильников, зеленоватое свечение скульптурной композиции «Жажда», а также приглушенное звуковое оформление придают восприятию комплекса особую остроту. Световая симфония как бы воссоздает обстановку боя, героической обороны крепости. Тихо звучат мелодии «Грез» Шумана и «Священной войны» Александрова - песни, которые поднимали людей на смертельный бой с врагом.

Музей «Берестье»

Берестье уникальный и единственный музей в Европе, где посетители могут увидеть место археологических раскопок (1968 – 1981), в результате которых обнаружен восточнославянской деревянный город 13 века.

1 800 квадратных метров законсервированной постройки расположено под двускатной крышей из стекла, алюминия и бетона. Проект курировал доктор П. Ф. Лысенко.

Открытие музея состоялось 2 марта 1982. В музее сохранились 28 срубов и более 1 400 артефактов, датируемых 10 - 14-м веками, которые были обнаружены во время раскопок.

Основную экспозицию составляет деревянная городская застройка, состоящая из построек жилого и хозяйственного назначения.

Помимо законсервированных раскопов, в залах музея представлены экспонаты, отражающие культурное, экономическое и политическое развитие древнего Берестья.

Найденные предметы разного назначения и из различных материалов (черных и цветных металлов, дерева, кости, кожи, глины, камня) представлены тематическими экспозиционными стендами. Археологическую коллекцию представляют орудия труда, предметы сельскохозяйственного и ремесленного производства, вооружения (для дальнего и ближнего боя, защиты, снаряжение всадника и сбруя боевого коня), бытового назначении (деревянная и глиняная посуда, замки, ключи, огнива, ножи, ножницы), принадлежности костюма (фибулы, булавки, пряжки, пуговицы).

Среди экспонатов можно увидеть такие редкие находки, как самшитовый гребень с вырезанными кириллическими буквами, костяной нож, костяная шахматная фигурка и много других удивительных находок археологов.

Крепостной форт № 5

Брестская крепость к моменту постройки (1842) представляла собой превосходное оборонительное сооружение, однако для новых нарезных артиллерийских орудий, поступающих во второй половине 19 века на вооружение многих армий, многократно превосходивших гладкоствольную артиллерию в точности, дальнобойности и скорости ведения стрельбы, она была всего лишь огромной неподвижной мишенью.

Модернизация крепости и строительство дополнительных укреплений началось в 1869 году. В 1842-м мощный комплекс фортовой линии вступил в число действующих укреплений. Общая длина кольца системы оборонительных сооружений составила 30 километров и находилась на расстоянии до 6 километров от крепостной стены.

Форт № 5, расположенный в южной части Бреста, достаточно хорошо сохранился и представляет образец фортификационного искусства своего времени. Огневой оборонительный пункт из железа и бетона был обнесен земляным валом. Мощные (толщиной около метра) стены казематов из красного кирпича укреплены бетонным покрытием. Казематы имели сводчатый верх. Сверху укрепление защищено дополнительным слоем грунта. Внутри помещений, устроенных в валах, находились боеприпасы и оружие. Снаружи форт имел вид холма. По периметру располагался ров, наполняемый водой, глубиной до 3 метров.

По иронии судьбы, пятый форт так и не был использован в реальных условиях боя. В 1915 году командование российской армии принимает решение об отступлении. Покидая крепость, был отдан приказ о подрыве линии укреплений. В 1941 гарнизону форта было дано распоряжение о передислокации.

В 2000-м году в стенах форта состоялось открытие филиала музея обороны крепости. Представлена открытая экспозиция артиллерийских орудий, собрание документальных материалов из истории строительства и обороны крепости.

Музей истории города Бреста

В зоне исторической планировки и застройки начала 20 века, по улице Левоневско, находится музей истории Бреста (1998). В белом двухэтажном особняке размещена небольшая экспозиция, посвященная городу и знаменательным событиям его истории.

Раздел, демонстрирующий архитектурный облик города, его социальную и политическую жизнь в период с 11 и до первой половины 19 века, представлен подлинниками документов 17 века, артефактами, найденными в результате археологических исследований крепости и монастыря ордена бернардинцев, планами, гравюрами, произведениями художников современности. Коллекция этого периода включает первые печатные издания, монеты Брестского монетного двора (первого на территории ВКЛ), изразцы 17 века, образцы холодного и огнестрельного оружия.

В макетах архитектурных шедевров старого города оживает утраченное наследие эпохи ренессанса и барокко.

В экспозиции, посвященной жизни Бреста в составе Российской империи (1795 – 1918) и Польской республики (1918 – 1939), представлены документальные материалы, фотоальбомы и предметы интерьера, отражающие социальное положение и быт горожан.

В центре экспозиции второго этажа, на огромном холсте, размещена карта развития Бреста во времени.

Особое место в музее отведено событиям и экспонатам военных лет и периода возвращения к мирной жизни.

Современный город представлен в планах и фотографиях.

В музее проходят тематические мероприятия с исторической реконструкцией событий.

Музей «Спасённые художественные ценности»

В 1989 году в Бресте состоялось открытие необычного музея художественного профиля, основу фондов которого составили художественные ценности, изъятые брестскими таможенниками. 

Подробнее

Брестский железнодорожный вокзал

Появление железнодорожного сообщения между Брестом и Москвой и железнодорожной линии связывающей Брест и Варшаву имело особое значение для города. Брест стал важной станцией на трансконтинентальном железнодорожном пути, соединяющем Москву и Париж. Железная дорога и станция дала толчок быстрому развитию города, его промышленному росту.

По мнению императора, «западные ворота» Российской империи должны были иметь и соответствующее оформление. В Бресте началось строительство железнодорожного узла. Первоначально здание вокзала выглядело как средневековый замок с башенками и считалось одним из красивейших в России. Торжественное открытие Центрального вокзала состоялось в мае 1886 года в присутствии самого императора Александра III и его наследника Николая.

Александр III присутствовал в это время на военных маневрах недалеко от Бреста, на испытаниях первых дирижаблей, которые появились на вооружении русской армии в 1885 году. Находясь в Бресте, он приветствовал немецкого наследного принца, будущего германского императора Вильгельма II на платформе новой станции во время церемонии ее открытия.

Роскошное здание вокзала имело богато украшенные залы и рестораны, было электрифицировано.

Инженерные сооружения и здания были разрушены в первые дни Великой Отечественной войны.

В 1953-57 – осуществлена масштабная реконструкция. Обновленный Брестский Центральный вокзал был не менее величественен, чем его предшественник, и с достоинством приветствовал многочисленных гостей VI Международного Московского фестиваля молодежи и студентов (1957).

Здание вокзала является памятником архитектуры республиканского значения.

Брестский железнодорожный музей

Открытая площадка музея железнодорожного транспорта в Бресте имеет площадь 29 тысяч квадратных метров, протяженность экспозиционных железнодорожных путей составляет 1 200 метров, представлено 56 единиц натурных образцов техники, 170 образцов технического оснащения железной дороги.

Большая часть экспонатов находится в работоспособном состоянии.

Основной профиль музея составляют локомотивы.

Самый почтенный по возрасту паровоз – Эу № 699-45 (1926). Машины серии Э были из числа лучших товарных паровозов, производство которых было организовано в дореволюционной России (начало выпуска 1912 год). Модернизированные версии более 40 лет выпускались на заводах России, Германии и Швейцарии. Всего было построено около 11 тысяч паровозов. Такой пример является единственным в практике мирового паровозостроения. Локомотив серии Э – звезда кинематографа, он неоднократно использовался для съемок в кино. В популярной компьютерной игре «World of Tanks» паровоз присутствует как неподвижный объект на некоторых картах.

Пассажирский паровоз П36-0064 (получил прозвище Генерал из-за характерных цветных полос по бокам) доставил в Брест из Петербурга своим ходом директор музея. Паровозы в 79-х сменили электровозы и тепловозы. Локомотивы П36 начали сдавать на лом. Некоторым посчастливилось занять место в музее, несколько машин использовали в составе ретро-поездов. Ввиду особого интереса иностранцев к Генералу П36, именно паровоз Брестского музея в 1980-х входил в составе ретро-поезда «Париж-Токио».

Грузопассажирский тепловоз ТЭ1 - №2О165 является локомотивом серии ТЭ1 из числа первых тепловозов с электрической передачей созданных в СССР. Изготовленные по указу Сталина, они являются копией американского тепловоза серии Да, переданного США после Второй мировой войны в рамках госпрограммы помощи союзникам.

На территории музея каждый экспонат «рассказывает» свою, богатую славными событиями историю, которую дополняют яркие комментарии экскурсоводов из числа бывших работников локомотивного депо.

Каменецкая вежа

«Белая вежа» - уникальный памятник оборонительного зодчества второй половины 13 века, расположенный в центре города Каменец. Сооружения типа Каменецкой башни имеют название «донжон» - главная башня феодального замка, которая служила местом укрытия людей и защиты от нападения врагов.

Каменец как город-крепость был построен для защиты северных границ Владимиро-Волынского княжества. Деревянные укрепления нового города были окружены земляным валом и оборонительным рвом. В центре находилась башня-донжон.

В плане башня круглая, ее наружный диаметр составляет 13,5 м, толщина стен около 2,5 м, высота от фундамента 30 м, высота фундамента 2,3 м, внешний диаметр фундамента около 16 м.

Более 700 лет башня выдерживала осады и нападения врагов, природные катаклизмы. Неоднократно, начиная с 1373, Каменец подвергался атакам рыцарей-крестоносцев. В 1382 году его захватил польский князь Януш Мазовецкий. Во время долгой борьбы между Ягайло и Витовтом в 1390 Ягайло взял город штурмом. Каменец был важным стратегическим пунктом, который к тому же стоял на перекрестке торговых дорог.

Постепенно башня утратила свое оборонительное значение и оказалась в запущенном состоянии. Первая реставрация была проведена в 1903-1905 годах.

Каменецкая башня объявлена историко-культурной ценностью межнациональной категории. С 1960 здесь расположен филиал Брестского областного краеведческого музея.