Брестская область
Область широко известна за пределами республики благодаря ее символу «Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой» и Беловежской пуще. На Берестейщине немало памятных мест, связанных с именами Льва Сапеги, Адама Мицкевича, Наполеона Орды, Тадеуша Костюшко. На северо-западе области раскинулся уникальный памятник природы с обширными охотничьими угодьями, один из древнейших лесных заповедников Европы – Государственный национальный парк «Беловежская пуща».
В исторической хронологии, согласно исследованиям, третий древний город на территории современной Беларуси. Упоминания в летописных источниках относятся к 1019 году.
Расположившись у слияния рек Муховец и Буг, город имел значительное преимущество, контролируя водные торговые пути к Балтике. Город Берестье представлял собой приграничный торговый центр и крепость. Он часто выступал объектом междоусобных раздоров и военных стычек, переходил от князя к князю, не раз был разграблен, сожжен и разрушен.
В 1319 году став часть Великого княжества литовского, Брест, город на островах, стал своеобразной Венецией Полесья. Таможенный пункт Берестья составлял значимую статью доходов государственной казны.
В 1390 году Брест получил Магдебургское право.
В берестейском замке состоялся тайный совет короля Ягайло и князя Витовта (1409). Разработанный план совместного сражения принес победу в Грюнвальдской битве.
Церковная уния1596 года, принятая в Бресте так и не обрела реальной объединяющей силы. Противостояние обострялось. Игумен Афанасия (в миру Филиппович) в 1648 году был казнен за приверженность православию.
Философ и мыслитель Казимир Лыщинский, автор рукописи «О несуществовании Бога», в 1689 году стал жертвой инквизиции.
Приговор городу в 1830 году вынес император Николай I, утвердив план строительства на месте старого города укрепленной крепости.
Культовые сооружения, замок и жилые здания, формировавшие веками облик города, были снесены, стерты со страниц его истории. Для города началось новое время застройки рядом с Бресткой крепостью.
Однако шедевру фортификационного искусства так и не удалось продемонстрировать боевую мощь. В Первую мировую, приняв решение об отступление, российское командование отдало приказ об уничтожении лини оборонительных сооружений, состоящей из сотни неуязвимых фортов, подписав мирный договор.
С 1918 года по 1939 территория западной Беларуси вошла в состав Польской республики.
Вторая мировая война изменила положение. С 1939 года Брест стал советским городом.
22 июня 1941 года на Брест обрушился шквальный артиллерийский огонь.
Мемориальный комплекс легендарной крепости стал форпостом памяти ее героического гарнизона.
Брестская крепость, памятник оборонительной архитектуры 19 века, возведенная в 1830-42 на месте Брестейского замка как часть системы укреплений, созданных на западе Российской империи.
Первоначально были построены временные укрепления, которые в 1833-42 преобразованы в долгосрочные. Крепость размещена на 4 островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг и системой каналов. Состояла из Центрального укрепления (Цитадель) и Тереспольского, Волынского, Кобринскаго предмостных укреплений.
22 июля 1941 Брестская крепость первой приняла удар немецко-фашистской армии.
В 1971 году память о подвиге крепостного гарнизона, мужественно державшего оборону, увековечена в созданном Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой».
Мемориал объединяет уцелевшие здания и руины Брестской крепости. Каждый композиционный элемент ансамбля несёт смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Триумфальный вход в мемориал представлен в виде массивного железобетонного блока врезанного в земляной вал. Словно разорванный взрывом, он обращен к посетителям звездой - символом Советской Армии.
За входом в комплекс начинается аллея, ведущая через мост к площади Церемониалов. Слева на берегу реки установлена скульптура «Жажда» - бетонное изваяние воина, опирающегося на автомат в попытке дотянуться к реке за водой для раненых товарищей.
На востоке мемориала законсервированы руины здания Белого дворца, построенного с использованием монастырских корпусов постройки 1629 года, под офицерское собрание.
За руинами Белого дворца начинается площадь Церемониалов с некрополем, трибуной и вечным огнем. В Некрополе размещены урны с прахом 823 погибших защитников крепости. Замыкают пространственную композицию мемориала Главный скульптурный монумент «Мужество» (высота 33,5 метра) и штык-обелиск (высота 100 метров).
Монумент «Мужество», установленный на руинах Инженерного управления, представляет собой скульптуру воина на фоне распростертого знамени и как бы высечен из каменного монолита. Склонённая голова воина, открытое мужественное лицо, могучие плечи создают обобщённый образ советского воина-победителя, защитника, готового сражаться за родную землю до конца. С обратной стороны монумента из бетона выполнены рельефные композиции, которые отражают эпизоды обороны крепости. Вверху - сюжет «Атака»: изображение воинов перед рывком в атаку, фигура командира дана более масштабно. Внизу - горельеф «Партийное собрание» и рельефы «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулемётчики».
На самом высоком месте Цитадели находится Свято-Николаевская церковь. В 1939 в здании храма организован гарнизонный клуб. В 1994 году разрушенная святыня возвращена православной церкви, в настоящее время силами служителей и прихожан ведутся реставрационные работы.
На территории комплекса расположены «Музей обороны» и уникальная археологическая площадка «Берестье». Все элементы композиции связаны дорожками из красного пластобетона. Декоративное освещение вечером - красное зарево за главным монументом, глубокие тени на глыбе, багровая подсветка руин, световые пунктиры низких полукруглых светильников, зеленоватое свечение скульптурной композиции «Жажда», а также приглушенное звуковое оформление придают восприятию комплекса особую остроту. Световая симфония как бы воссоздает обстановку боя, героической обороны крепости. Тихо звучат мелодии «Грез» Шумана и «Священной войны» Александрова - песни, которые поднимали людей на смертельный бой с врагом.
Берестье уникальный и единственный музей в Европе, где посетители могут увидеть место археологических раскопок (1968 – 1981), в результате которых обнаружен восточнославянской деревянный город 13 века.
1 800 квадратных метров законсервированной постройки расположено под двускатной крышей из стекла, алюминия и бетона. Проект курировал доктор П. Ф. Лысенко.
Открытие музея состоялось 2 марта 1982. В музее сохранились 28 срубов и более 1 400 артефактов, датируемых 10 - 14-м веками, которые были обнаружены во время раскопок.
Основную экспозицию составляет деревянная городская застройка, состоящая из построек жилого и хозяйственного назначения.
Помимо законсервированных раскопов, в залах музея представлены экспонаты, отражающие культурное, экономическое и политическое развитие древнего Берестья.
Найденные предметы разного назначения и из различных материалов (черных и цветных металлов, дерева, кости, кожи, глины, камня) представлены тематическими экспозиционными стендами. Археологическую коллекцию представляют орудия труда, предметы сельскохозяйственного и ремесленного производства, вооружения (для дальнего и ближнего боя, защиты, снаряжение всадника и сбруя боевого коня), бытового назначении (деревянная и глиняная посуда, замки, ключи, огнива, ножи, ножницы), принадлежности костюма (фибулы, булавки, пряжки, пуговицы).
Среди экспонатов можно увидеть такие редкие находки, как самшитовый гребень с вырезанными кириллическими буквами, костяной нож, костяная шахматная фигурка и много других удивительных находок археологов.
Брестская крепость к моменту постройки (1842) представляла собой превосходное оборонительное сооружение, однако для новых нарезных артиллерийских орудий, поступающих во второй половине 19 века на вооружение многих армий, многократно превосходивших гладкоствольную артиллерию в точности, дальнобойности и скорости ведения стрельбы, она была всего лишь огромной неподвижной мишенью.
Модернизация крепости и строительство дополнительных укреплений началось в 1869 году. В 1842-м мощный комплекс фортовой линии вступил в число действующих укреплений. Общая длина кольца системы оборонительных сооружений составила 30 километров и находилась на расстоянии до 6 километров от крепостной стены.
Форт № 5, расположенный в южной части Бреста, достаточно хорошо сохранился и представляет образец фортификационного искусства своего времени. Огневой оборонительный пункт из железа и бетона был обнесен земляным валом. Мощные (толщиной около метра) стены казематов из красного кирпича укреплены бетонным покрытием. Казематы имели сводчатый верх. Сверху укрепление защищено дополнительным слоем грунта. Внутри помещений, устроенных в валах, находились боеприпасы и оружие. Снаружи форт имел вид холма. По периметру располагался ров, наполняемый водой, глубиной до 3 метров.
По иронии судьбы, пятый форт так и не был использован в реальных условиях боя. В 1915 году командование российской армии принимает решение об отступлении. Покидая крепость, был отдан приказ о подрыве линии укреплений. В 1941 гарнизону форта было дано распоряжение о передислокации.
В 2000-м году в стенах форта состоялось открытие филиала музея обороны крепости. Представлена открытая экспозиция артиллерийских орудий, собрание документальных материалов из истории строительства и обороны крепости.
В зоне исторической планировки и застройки начала 20 века, по улице Левоневско, находится музей истории Бреста (1998). В белом двухэтажном особняке размещена небольшая экспозиция, посвященная городу и знаменательным событиям его истории.
Раздел, демонстрирующий архитектурный облик города, его социальную и политическую жизнь в период с 11 и до первой половины 19 века, представлен подлинниками документов 17 века, артефактами, найденными в результате археологических исследований крепости и монастыря ордена бернардинцев, планами, гравюрами, произведениями художников современности. Коллекция этого периода включает первые печатные издания, монеты Брестского монетного двора (первого на территории ВКЛ), изразцы 17 века, образцы холодного и огнестрельного оружия.
В макетах архитектурных шедевров старого города оживает утраченное наследие эпохи ренессанса и барокко.
В экспозиции, посвященной жизни Бреста в составе Российской империи (1795 – 1918) и Польской республики (1918 – 1939), представлены документальные материалы, фотоальбомы и предметы интерьера, отражающие социальное положение и быт горожан.
В центре экспозиции второго этажа, на огромном холсте, размещена карта развития Бреста во времени.
Особое место в музее отведено событиям и экспонатам военных лет и периода возвращения к мирной жизни.
Современный город представлен в планах и фотографиях.
В музее проходят тематические мероприятия с исторической реконструкцией событий.
В 1989 году в Бресте состоялось открытие необычного музея художественного профиля, основу фондов которого составили художественные ценности, изъятые брестскими таможенниками.
Подробнее
Появление железнодорожного сообщения между Брестом и Москвой и железнодорожной линии связывающей Брест и Варшаву имело особое значение для города. Брест стал важной станцией на трансконтинентальном железнодорожном пути, соединяющем Москву и Париж. Железная дорога и станция дала толчок быстрому развитию города, его промышленному росту.
По мнению императора, «западные ворота» Российской империи должны были иметь и соответствующее оформление. В Бресте началось строительство железнодорожного узла. Первоначально здание вокзала выглядело как средневековый замок с башенками и считалось одним из красивейших в России. Торжественное открытие Центрального вокзала состоялось в мае 1886 года в присутствии самого императора Александра III и его наследника Николая.
Александр III присутствовал в это время на военных маневрах недалеко от Бреста, на испытаниях первых дирижаблей, которые появились на вооружении русской армии в 1885 году. Находясь в Бресте, он приветствовал немецкого наследного принца, будущего германского императора Вильгельма II на платформе новой станции во время церемонии ее открытия.
Роскошное здание вокзала имело богато украшенные залы и рестораны, было электрифицировано.
Инженерные сооружения и здания были разрушены в первые дни Великой Отечественной войны.
В 1953-57 – осуществлена масштабная реконструкция. Обновленный Брестский Центральный вокзал был не менее величественен, чем его предшественник, и с достоинством приветствовал многочисленных гостей VI Международного Московского фестиваля молодежи и студентов (1957).
Здание вокзала является памятником архитектуры республиканского значения.
Открытая площадка музея железнодорожного транспорта в Бресте имеет площадь 29 тысяч квадратных метров, протяженность экспозиционных железнодорожных путей составляет 1 200 метров, представлено 56 единиц натурных образцов техники, 170 образцов технического оснащения железной дороги.
Большая часть экспонатов находится в работоспособном состоянии.
Основной профиль музея составляют локомотивы.
Самый почтенный по возрасту паровоз – Эу № 699-45 (1926). Машины серии Э были из числа лучших товарных паровозов, производство которых было организовано в дореволюционной России (начало выпуска 1912 год). Модернизированные версии более 40 лет выпускались на заводах России, Германии и Швейцарии. Всего было построено около 11 тысяч паровозов. Такой пример является единственным в практике мирового паровозостроения. Локомотив серии Э – звезда кинематографа, он неоднократно использовался для съемок в кино. В популярной компьютерной игре «World of Tanks» паровоз присутствует как неподвижный объект на некоторых картах.
Пассажирский паровоз П36-0064 (получил прозвище Генерал из-за характерных цветных полос по бокам) доставил в Брест из Петербурга своим ходом директор музея. Паровозы в 79-х сменили электровозы и тепловозы. Локомотивы П36 начали сдавать на лом. Некоторым посчастливилось занять место в музее, несколько машин использовали в составе ретро-поездов. Ввиду особого интереса иностранцев к Генералу П36, именно паровоз Брестского музея в 1980-х входил в составе ретро-поезда «Париж-Токио».
Грузопассажирский тепловоз ТЭ1 - №2О165 является локомотивом серии ТЭ1 из числа первых тепловозов с электрической передачей созданных в СССР. Изготовленные по указу Сталина, они являются копией американского тепловоза серии Да, переданного США после Второй мировой войны в рамках госпрограммы помощи союзникам.
На территории музея каждый экспонат «рассказывает» свою, богатую славными событиями историю, которую дополняют яркие комментарии экскурсоводов из числа бывших работников локомотивного депо.
«Белая вежа» - уникальный памятник оборонительного зодчества второй половины 13 века, расположенный в центре города Каменец. Сооружения типа Каменецкой башни имеют название «донжон» - главная башня феодального замка, которая служила местом укрытия людей и защиты от нападения врагов.
Каменец как город-крепость был построен для защиты северных границ Владимиро-Волынского княжества. Деревянные укрепления нового города были окружены земляным валом и оборонительным рвом. В центре находилась башня-донжон.
В плане башня круглая, ее наружный диаметр составляет 13,5 м, толщина стен около 2,5 м, высота от фундамента 30 м, высота фундамента 2,3 м, внешний диаметр фундамента около 16 м.
Более 700 лет башня выдерживала осады и нападения врагов, природные катаклизмы. Неоднократно, начиная с 1373, Каменец подвергался атакам рыцарей-крестоносцев. В 1382 году его захватил польский князь Януш Мазовецкий. Во время долгой борьбы между Ягайло и Витовтом в 1390 Ягайло взял город штурмом. Каменец был важным стратегическим пунктом, который к тому же стоял на перекрестке торговых дорог.
Постепенно башня утратила свое оборонительное значение и оказалась в запущенном состоянии. Первая реставрация была проведена в 1903-1905 годах.
Каменецкая башня объявлена историко-культурной ценностью межнациональной категории. С 1960 здесь расположен филиал Брестского областного краеведческого музея.
Беловежская пуща входит в число величайших лесных заповедников Европы (более 150 тысяч гектаров). Заповедная зона расположена на территории Брестской (Каменецкий и Пружанский районы), Гродненской (Свислочский район) областей и территории Польши.
Первые сведения о местности и племенах, обитавших в пущанских лесах, приводятся в «Истории» Герадота (5 век до н.э.), в трудах Плиния Старшего и Тацита (1-2 века н.э.). Как старинный нетронутый лесной массив упоминается в Ипатьевской летописи с 983 года.
В разное время, на протяжении многих веков, заповедные леса являлись охотничьими угодьями коронованных особ. По имеющимся сведениям, первый каменный замок, украшенный белыми башнями (вежами), возвел в центре пущи литовский князь Тройден, покоривший воинственные ятвяжские племена охотников и рыболовов, первые упоминания о которых содержат киевские летописи.
В середине 15 века Александр, внук великого князя Литовского и короля Польского Владислава IIЯгелло (Ягайло), построил в пуще для жены Елены, дочери русского царя Ивана III, деревянный дворец. Следующий потомок Ягайло -
Сигизмунд I Старый на возвышенности возле городка Наревка построил роскошный охотничий дворец с флигелями, декорированный белыми башнями.
В 1581 при Стефане Батории невдалеке от замка Сигизмунда I был построен новый замок, украшенный традиционными белыми башенками. При Батории у истоков реки Елянка был организован королевский зверинец.
В 1610 по приказу короля Речи Посполитой Владислава IV была создана резиденция главного лесничего для высшего надзора за пущей.
Следующий король Август III свой новый замок располагает на возвышенном берегу реки Наревка, почти в центре пущи в семи километрах от охотничьего дворца Сигизмунда I. Он перестраивает и значительно увеличивает территорию зверинца Батории, после чего последний стал именоваться Августовским садом.
Следующий и последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский в середине 1784 строит свой деревянный трехэтажный дворец-павильон на территории Августовского сада.
После раздела Польши российские императоры строили собственные охотничьи резиденции.
В советский период с 1957-го пуща становится элитарным охотничьим хозяйством государственного значения. Начинается строительство правительственной резиденции Вискули. В декабре 1991 в Вискулях состоялась эпохальная встреча руководителей Беларуси, Российской Федерации и Украины, которые объявили всему миру о прекращении существования Советского Союза и подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Долгое время резиденция была закрытым местом, теперь она открыта для посещения отечественными и иностранными туристами и гостями.
В 1991 году охранная территория обретает статус национального парка, в 1993 – решением ЮНЕСКО включена в список уникальных биосферных заповедников мира.
Беловежская пуща имеет 1460 видов флоры и 8,3 тысячи видов фауны. Это крупный лесной массив с реликтовыми видами растительного и животного мира, где абсолютно заповедная зона занимает площадь 8 тысяч гектаров.
Основная цель национального парка – изучение и разработка методов сохранения видового многообразия уникального природного ландшафта. В зоне пущи находятся музей природы.
Беловежская пуща является объектом мирового культурного наследия.
В 1563 году на левом берегу располагались пять улиц и рыночная площадь, на правом - две улицы. В 1597 насчитывалось 304 двора, в середине 17 века - около 500 домов. Город сильно пострадал во время войн середины 17 - начала 18 веков.
Подробнее
Город Кобрин расположен в юго-западной части Беларуси, где река Мухавец впадает в Днепро-Бугский канал, около 52 км к востоку от города Бреста (трасса Брест Москва). Станция Полесской железнодорожной линии Жабинка - Гомель. Первые письменные сведения о Кобрине содержаться в Ипатьевской летописи (1287).
В 1795 году во владение Кобрином и его недвижимостью (обветшалые замки и усадьба) вступил фельдмаршал А.В. Суворов.
Восстановленный и отреставрированный мемориальный усадебный дом, построенный в 1790 из дерева (автор проекта и первый хозяин дома неизвестен), стал в 1948 году национальным военно-историческим музеем. В свое время именно в нем жил Суворов (1797, 1800).
Основная коллекция музейных экспонатов собрана первым директором Алексеем Мартыновым. Ее составляют предметы военной истории России с 10 века до Великой Отечественной войны. В музее собраны уникальные коллекции холодного и огнестрельного оружия, монет, наград и знаков отличия, военной формы солдат Русской армии и стран интервентов. Комплектовались экспозиции из фондов музеев Москвы и Петербурга, в букинистических и антикварных магазинах приобретены редкие экземпляры книг, гравюры и документы, поставщиками экспонатов являются и частные коллекционеры.
В настоящее время музейная коллекция находится в двух соседних зданиях: дом Суворова, где собраны предметы, отображающие жизнь и деятельность великого полководца, ограниченные временными рамками середина – конец 18 века; музей истории Кобрина (новое кирпичное здание), в котором представлена экспозиция, посвященная военной истории города 9 – 20 веков.
Усадебный дом является архитектурным памятником классицизма республиканского значения.
Удивительное место есть на Брестчине. В деревне Козище (недалеко от Кобрина), на отдаленной от трассы и защищенной лесом территории находится страусиная ферма.
Черный африканский страус экзотическое и уникальное явление для Беларуси.
Совместное белорусско-польское предприятие «ПМ и Компания» (на рынке агротуризма с 2003 года) предоставляет возможность близкого и безопасного контакта с самыми большими представителями пернатых. Страусы весьма «общительны», посетители имеют возможность покормить животных или просто наблюдать за прогуливающимися в загоне птицами. Именно черные африканские птицы менее агрессивны и более управляемы, легко приспосабливаются к среде обитания, поэтому являются наиболее распространенным видом в стаусоводстве.
Площадь фермы составляет 50 гектаров, включая 9,5 гектар непосредственно территории птиц и участки, отведенные для выращивания кормов. В еде пернатые не прихотливы, но довольно прожорливы, одна взрослая особь съедает до 2 кг корма в день и выпивает несколько литров воды. Зимний рацион составляют овощи, зерновые и сено, летний – свежая зелень. Живут страусиные семьи в специальных постройках, защищающих их от суровых погодных условий. Для вывода птенцов имеются инкубаторы.
Коммерциализация страусиного проекта не дешевое мероприятие. Основными источниками дохода являются живая птица и туризм. На территории фермы можно приобрести мясо страуса и его полуфабрикаты, яйцо. В сувенирной лавке представлены изделия из кожи и перьев страуса, косметическая продукция на основе птичьего жира, расписная скорлупа яиц.
Местечко Косов (город Коссово Ивацевичского района) возник на торговом пути (сохранилось городище 10-11 века). Первое письменное упоминание датировано 1494 годом, как об одном из многочисленных фольварков Коссовского имения, которым владели наиболее знатные и богатые шляхетские роды.
К 1597 году в Косово было 2 улицы: одна (главная) соединяла феодальный двор с торговой площадью, где располагался рынок, вторая вела от площади к дороге на Ружаны; 79 дворов, 27 трактиров и кабаков, церковь, костел.
В1795 вошел в состав Российской империи как местечко Слонимского уезда, Слонимской губернии. В 1897 году в Коссово проживало более трех тысяч горожан. В городе насчитывалось 64 каменных и 807 построек из дерева, из них 643 жилых, 4 паровые мельницы, аптека, народное училище. В начале 19 века на средства Пусловских построены суконная и ковровая фабрики.
В 1921 город перешел в юрисдикцию Польской республики, центр уезда Полесского воеводства. С 1939 город в Белоруссии, вошедшей в состав СССР. С 1940 по 1949 районный центр в Брестской области.
Достопримечательностями города являются дворцово-парковый ансамбль Пусловских, музей-усадьба Т. Косцюшко, Троицкий костел.
Дворец Вандалина Пусловского, памятник архитектуры середины 19 века, построен по проекту архитектора Яшчолды (1838) в духе английской неоготики и внешне больше напоминающий замок с романтической таинственностью. Дворец имел двенадцать башен и каждая из них символизировал месяц, четыре центральные башни соответствовали хлебным месяцам года (май — август). Возле дворца размещался пейзажный парк. В 1944 сильно пострадал от пожара. В настоящее время дворец и парк находятся под охраной государства как историко-культурная ценность международного значения. Ведутся реставрационные работы.
Усадебный дом семьи Косцюшко был построен в 18-м веке в урочище Меречевщина (позже стал частью резиденции Пусловских). В 1746 здесь родился и провел детские и юношеские годы Тадеуш Косцюшко, впоследствии руководитель национально-освободительного движения восстания 1794 года. Дом сгорел в 1944, был восстановлен по рисункам Наполеона Орды. В настоящее время в усадьбе организован музей народного героя Косцюшко.
Коссовский Троицкий костёл, памятник архитектуры неоготики. Построен в 1878 году на средства Вандалина Пусловского на месте деревянного костела (1626). Семья Косцюшко являлась прихожанами костела, а запись о крещении Т. Косцюшко хранилась в его архиве.
История уникального дворцово-паркового ансамбля начинается с момента приобретения Коссовского имения Войтехом Пусловским, который являлся представителем древнего шляхетского рода Речи Посполитой. От своей семьи Войтех унаследовал только доброе имя и небольшое родовое имение. Удачный брак принес ему полезные отношения и в конце жизни он владел несколькими тысяч крестьян и хорошим капиталом. Став известной личностью в социальной и политической среде, Пусловский владел многочисленными имениями белорусских и литовских земель. Самое известное из них в Косово (на родине Тадеуша Костюшко) перешло по наследству младшему из пяти сыновей - Вандалину.
Крупнейший промышленник граф Вандалин Пусловский утвердился не только в успешном предпринимательстве, но и в репрезентативном строительстве в 1838 году дворцовой резиденции, которая представляла собой величественный замок, на территории унаследованного владения.
Варшавский архитектор Франтишек Яшчолд в архитектуре монументального здания разбавляет дворцово-усадебный классицизм и готической древностью.
Архитектурная композиция сохраняет строгое равновесие симметричного силуэта в духе классицизма - фронтально вытянутый центральный корпус связан галереями со слегка поданными вперед боковыми павильонами. Карниз в центральной части венчает ступенчатый аттик. Зубчатое завершение многогранных башен, стрельчатый рисунок оконных проемов, фриз из ложных арок создают впечатление величественной крепости и являются возвращением к архитектурным формам замкового готического средневековья. Готическую интерпретацию имели и въездные ворота. Интерьеры «замка», насыщенные произведениями искусства, были оформлены фресковой росписью. С высоких окон верхних залов и башен открывался величественный парковый пейзаж.
В разрушенном войнами дворцовом комплексе Пусловских ведутся реставрационные работы, архитектурный монумент возрождается в своем первоначальном величии.
Первые упоминания о монастыре и церквях в Жировичах фигурируют в документах о продаже Александром Солтаном (маршалок ВКЛ) в 1587 году этих земель брату.
Первым игуменом Жировичской обители стал униатский священник Иософат Кунцевич (впоследствии архиепископ Полоцкий, канонизирован Ватиканом). Жировичский приход присоединился к Брестской унии в 1609 году. В 1628 году Папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского базилианского братства.
В 1644 году обитель посетил король Владислав IV, после чего монастырь становится одним из важнейших духовных центров Речи Посполитой. В 1652 году Ян Казимир подарил местечку Магдебургское право. Значительные средства на содержание обители (земли и несколько деревень) были пожертвованы канцлером Львом Сапегой. В Жировичском монастыре побывали Ян III(1683), Август III (1744), Станислав Понятовский (1784).
Разумеется, все это отражалось на внешнем облике обители - так, уже в 1639 году в ней было закончено строительство величественной каменной церкви. Особенно активное каменное строительство развернулось после 1661 года, когда польский сейм освободил монастырь от налогов.
Архитектурный ансамбль монастыря имеет очень живописную свободную планировку. Главный храм - Успенский собор - соединен крытыми переходами на севере со зданием семинарии, на юге - с жилым корпусом. Перед собором устроен внутренний дворик. Парадный характер двору придает монументальное П-образное здание семинарии (17 – 18 век). Колокольня, расположенная на одной планировочной оси с собором, является памятником архитектуры классицизма.
Даже после перестроек в архитектурном облике Успенского собора хорошо видна первоначальная художественно-стилевая основа - барокко. Во время реконструкции 1828 собор стал примером синтеза барокко и классицизма.
В конце 18 - начале 19 века Жировичский монастырь являлся резиденцией униатского епископа Брестского, а затем Литовского. В 1828 году в Жировичах была открыта семинария для униатского духовенства.
С1839 года обитель стала православной. В 1845 году было образовано духовное училище. Последующие годы стали долгим временем испытаний для монастыря и его обитателей. Лишь в новейшие времена, начиная с 1990-х годов, Свято-Успенский Жировичский монастырь стал главным оплотом Православия в Белоруссии. Монастырь возрождается, отстраивается и хорошеет.
Наследственное местечко Рожана (1490, современный поселок Ружаны), расположенное на реке Ружанка, Казимир Ягеллончик в 1552 году продал Василию Тышкевичу, подляшскому воеводе. Позже владельцами стали Бруханские. В 1598 канцлер ВКЛ Лев Сапега покупает у Бруханских имения (в том числе и Ружаны). Во владении магнатского рода Сапег Ружаны находились более трех веков.
Казимир Леон Сапега, известен как поклонник науки, строитель храмов и монастырей, 1637 году получил для Ружан от короля Владислава привилей на Магдебургское право и право на ярмарки. В городе были построены ратуша, образован магистрат и магистратский суд.
Ружанский дворец, первую версию которого заложил Лев Сапега, впоследствии назван Белорусским Версалем. До наших дней сохранились руины некогда величественного дворцово-паркового ансамбля реконструированного по проекту Яна Самуэля Беккера. От центрального корпуса симметрично расходятся арочные галлереи полуциркульной формы, соединяя дом, боковые корпуса и въездные ворота, стилизованные под Триумфальную арку. Ружанский крепостной театр был одним из лучших в Европе, а библиотека - крупнейшим собранием книг и рукописей во времена ВКЛ. В настоящее время дворцовый комплекс находится в состоянии реставрации.
Лев Сапега инвестировал строительство деревянного Троицкого костела, позже воссозданного в камне. В период реконструкции дворца, Беккер занимался интерьером костела. До настоящего времени в здании сохранился барочный декор с изобилием объемных композиций, скульптур и росписи. В отделке храма был использован мрамор.
Православная Петропавловская церковь в 1568 - 1675 годах входила в монастырский комплекс базилиан как униатская, первоначально была деревянной. Постройку каменной церкви (которая существует и сейчас) финансировала Кристина Масальская (из рода Сапег) в 1762 году. Церковь и жилой комплекс монастыря реконструированы по проекту Яна Беккера.
В 1831 году Ружанская резиденция переходит в казну Российской империи (имущество конфисковано, Ефстафий Сапега, участник польского восстания, эмигрировал в Англию). Уникальная библиотека и архив были перевезены в Императорскую публичную библиотеку.
В годы Первой и Второй мировых войн особенно пострадал дворцовый комплекс.
С 1795 до момента вхождения в состав БССР (1939 - 1940 – центр района) город до 1921 года входил в состав России, с 1921 по 1939 – Польши.
Городской поселок Ружаны расположен в долине реки Ружанка в обрамлении живописных холмов (Пружанский район, Брестской области). Письменные упоминания 1598 года о месте связаны с именем канцлера ВКЛ Льва Ивановича Сапеги, который приобрел Ружаны, имение Лососин, усадьбы Белавичи и Сидоровщизна. С этого момента и на три столетия вперед Ружаны стали собственностью богатого и знаменитого рода.
Ружанский дворцовый комплекс, резиденция Сапегов, построенный на рубеже 16-17 веков величественное сооружение оборонительного назначения. Центром композиции стал двухэтажный крестоподобный в плане каменный дворец над сводами глубоких двухэтажных подвалов (до 10 метров). В подвальных помещениях располагался склад боеприпасов, архив, кладовые для провианта. Ансамбль включал гостиный, малый, средний и большой дома. Дворец был местом встреч и королевских приемов, во время которых решались важные государственные дела.
Неотъемлемой частью замка были архив и библиотека. В 1644 году ружанская библиотека насчитывала три тысячи экземпляров книг. Внешняя монументальность переходила в великолепие пространственных эффектов интерьера: галерея портретов, картин, мраморные лестницы и декор, роспись, включающая изображения королей, фрагментов городов.
Борьба магнатских группировок (1698), Северная война (1700-1721) принесли в Ружаны разорение и разруху.
Новый расцвет резиденции наступил при Александре Сапеге (1784-1786). Перестройкой и обновлением дворца занялся архитектор из Саксонии Ян Беккер. В декоративном оформлении переплелись объемные элементы барокко и строгие геометрические формы классицизма. Дворцовый ансамбль был частично перестроен. Величие комплекса дополнил французский шарм и утонченность линий: полуциркульные галереи соединяли дворец и боковые корпуса, трехпролетная триумфальная арка на въезде, расходящиеся, словно лучи солнца, аллеи парка, парадный двор, словно огромный салон.
Предметом особой гордости был театр, располагавшийся в восточном корпусе. Сложное техническое оснащение в сочетании с передовыми решениями архитектуры делали театральную сцену уникальной. Театр имел балетную труппу и оркестр.
С 1795 на территории дворца развернуто текстильное производство, которое вскоре пришло в упадок. В 1930 поврежденный комплекс частично реставрирован, во время Великой Отечественной войны - разрушен. Былое величие дворцово-паркового ансамбля Сапег засвидетельствовано в его руинах.
В настоящее время ведутся реставрационно-восстановительные работы.
На средства Сапег Яном Беккером велось строительство летней загородной резиденции Кристианополь (в 2-х километрах от Ружан, усадьба не сохранилась), монастыря базилиан, перестраивался костел, построенный Львом Сапегой в 1617.
Туристическую инфраструктуру составляют автомагистрали Р85 (Высокое – Слоним) и Р44 (Ивацевичи – Скидель), в 38 километрах находится железнодорожная станция Ивацевичи, гостиницы и небольшие усадьбы расположены в Ружанах и его окрестностях.
В центре Полесья, у реки Пина (на ее левом берегу) возник город. О точной дате основания сведений нет, но имеется первое письменное упоминание в Ипатьевской летописи, датируемое 1097 годом, свидетельствующее о принадлежности Пинска князю Киевской Руси Святославу Изяславичу.
Благодаря удачному местоположению, в 11 веке Пинск считался крупным торговым городом, в 12 веке - независимый административный центр Пинского княжества.
В 1320 году князь Гедемин присоединил пинские земли к Литовскому княжеству.
Король Речи Посполитой Сигизмунд I, получивший Пинск во владение в 1521 году, отдает его в собственность жене - Боне Сфорца. Королева внесла свой весомый вклад в развитие города, по ее инициативе возведен каменный архитектурный ансамбль монастыря ордена францисканцев, включающий костел, на месте деревянного здания (1396), заложенного князем Зигмундом Кейстутьевичем. В настоящее время в храме проходят концерты органной музыки.
В 1581 году город получает Магдебургское право.
По фундации канцлера ВКЛ Альберта Станислава Радзивилла к 1648 году возведен коллегиум иезуитов. Отреставрированное сооружение, отличающееся монументальностью ренессансных форм и позднего барокко, в современном городе является административным зданием.
Северная (1706) и Отечественная война 1812 года принесли большие бедствия и страдания, город горел, был разрушен и разграблен.
В середине 19 века возрожденный город становится крупным промышленным центром.
В период с 1770 по 1790 год построены костелы бернардинцев (ныне православный храм святой Варвары), Карла Баромея, дворец Бутримовича (городской судья). С недавнего времени дворец является административным зданием, в котором располагаются Дворец бракосочетаний и филиал Музея Полесья.
С 1793 до момента вхождения в состав БССР (областной центр 1939 – 1954), как и остальные города Брестчины, Пинск до 1921 года был Российским, с 1921 по 1939 – Польским городом.
В настоящее время Пинск второй после Гродно город республики по числу сохранившихся исторических, архитектурных и культурных памятников прошлого.
Детская фабрика игрушек «Полесье» знакома очень многим не только в Беларуси, но и за рубежом: в СНГ, Российской Федерации и европейских странах. Компания создает игрушки из пластмассы высокого качества, и они безопасны для детей и экологии. Для этого применяются новейшие технологии. Благодаря своей сбалансированной политике и ярким товарам, фирма находится на лидирующих позициях на рынках многих стран.
Подробнее
После присоединения Западной Беларуси к БССР было принято решение о создании театра в городе. В 1940 г. был принят соответствующий приказ, согласно которому появился Брестский областной русский драмтеатр, персоналом которого стали выпускники ГИТИСА. Долго проработать театр не смог: началась война. Само учреждение переехало в Гродно, а работники отправились воевать.
После того, как в 1944 г. Брест отбили, открылся Государственный молодежный русский драматический театр имени Ленинского комсомола Беларуси. Рабочим коллективом стали молодые артисты, закончившие Московское училище
Первым должность режиссера получил Н. Мицкевич. При нем театр дебютировал представлением "Игра любви и случая".
В 1949 г. решением руководства Белорусской ССР объединили областные театры Могилева и Бреста. Произошло объединение трупп. Работавшие в то время режиссеры обоих учреждений трудились над направлением будущего развития театра.
Почти все спектакли строились вокруг военной тематики. "Молодая гвардия", "Как закаляется сталь" и прочие - вот что мог увидеть зритель. Конечно же, присутствовала и классика в репертуаре. Классические представления представлены были работами А. Островского, Л. Толского, А. Чехова, М. Горького, Бомарше и других.
В 1963-1968 гг. здесь работал кукольный театр, который в дальнейшем отделился и переместился в Гомель.
Начавшаяся в 1989 г. реконструкция завершилась в 1995 г. К моменту завершения здание по праву стало считаться одним из самых красивых среди подобных.
За более чем 50 лет работы театра было поставлено больше 430 пьес.
Культурный центр и сейчас продолжает свое развитие. За свою историю театр наработал огромный репертуар из классических отечественных и зарубежных произведений; работ на военную и современную тематики.